Управление культуры и туризма Донецкой
облгосадминистрации
Областная библиотека для юношества
Читальный зал. Краеведческая
группа
Цикл
«Дорогами памяти»
Леонид Быков.
" В бой идут одни старики "
Невыдуманные истории
Экскурс в
историю создания фильма
Донецк
– 2010
ББК 85. 374(4Укр)
Б95
Леонид Быков. «В бой идут
одни старики». Невыдуманные истории: экскурс
в историю создания фильма / сост. Э.П.Бурдейная, Н.Ф. Качан;
Донецкая обл. б-ка для юношества. - Донецк, 2010. –16с., ил.
Составители: Бурдейная
Э.П.
Качан
Н.Ф
Редакторы: Космина И.П.
Войткус
А.П.
Распечатка: Челяда Э.С.
Ответственный
за выпуск: Никулина В.Д.
Экскурс
посвящен истории создания самого любимого и трогательного фильма о Великой
отечественной войне «В бой идут одни старики», а также некоторым малоизвестным фактам из жизни
актеров, участвовавших в картине и внесших свой вклад в киноискусство Украины.
Издание
предназначено для всех, кто интересуется кинематографией и киноискусством.
С
издательской продукцией библиотеки можно ознакомиться, обратившись по адресу: г.
Донецк, б. Шевченко,3.
Тел.: (062)305-35-49, а также на сайте http://www.library.dn.ua
Тел.: (062)305-35-49, а также на сайте http://www.library.dn.ua
Содержание
Штрихи
к биографии Л. Быкова................................................ 4
Кинопеснь
о поющей эскадрилье.............................................. 5
Мистическая
тайна «Стариков»................................................ 6
Все
преходяще, а музыка вечна ............................................... 11
Арфы
нет – возьмите бубен. Афоризмы.................................. 12
Список
литературы.................................................................... 13
Штрихи к биографии Л. Быкова
Народный артист УССР (1974г.), заслуженный
артист РСФСР (1965г.), лауреат Всесоюзного кинофестиваля (1974г.) в номинациях
за лучшую актерскую работу и лучший художественный фильм за фильм «В бой идут
одни старики» и Государственной премии УССР(1977г.) за фильм «Аты – баты шли
солдаты». Замечательный актер, режиссер, сценарист.
Леонид
Федорович Быков – наш земляк, он родился 12 декабря 1928г. в селе Знаменском
Славянского района Донецкой области, через год семья переехала в рабочий
поселок Прокатка под Краматорском. Смышленый, веселый мальчишка стать
актером и не помышлял. Он грезил небом и
мечтал поступить в летное училище. И в 1945г. в г. Ленинграде Быков поступил во
2-ю спецшколу для летчиков. Проучиться ему довелось лишь месяц – отчислили
из-за маленького роста. И хотя небо Быков всегда любил, главной мечтой стал
театр. Правда, конкурс в Киевскую школу актера он не выдержал, а вот экзаменаторы
Харьковского театрального института им. Карпенко – Карого оказались куда
прозорливее киевских, и уже с первого курса Быков играл на сцене Харьковского
театра им. Шевченко – случай, не имеющий прецедента. А по окончании учебы, с
1951 по 1960 г.
он был постоянным членом труппы этого театра.
Параллельно с
учебой началась и работа Быкова в кино. Зрительская любовь пришла к нему после
комедии «Укротительница тигров» (1954г.). Фильм имел огромный успех у публики,
а имя актера стало известно всему Союзу. Когда же на экраны вышел «Максим
Перепелица» (1955г.), где Быков сыграл заглавную роль, народ признал его
кинозвездой. Затем Быков решил окунуться в режиссуру. Ему необходимо было
выговориться, выплеснуться, заставить прислушаться к самому для него важному –
теме войны, дружбы на войне, любви и молодости в суровое военное время.
Кинопеснь о
поющей эскадрилье
Имя
замечательного киноактера и режиссера неразрывно связано с его лучшим
произведением - фильмом «В бой идут одни старики». Созданный в конце 1960-х гг.
вместе с Е.Оноприенко и А. Сацким сценарий фильма о летчиках Леонид Федорович
пробивал на студии несколько лет. Киноначальники считали сценарий «не
героическим» и даже выдали для съемки черно-белую узкоформатную пленку,
впоследствии представив это как авторский замысел – подобие военной хроники. Но
для одного из лучших фильмов о Великой Отечественной войне цвет – не главное.
«В бой идут одни старики» (1973г.) – реквием солдату, не вернувшемуся с войны.
Он посвящен юношескому желанию режиссера стать летчиком, памяти лучшего друга
Виктора Щедронова (Смуглянка), сбитого в Чехословакии в апреле 1945 г. Сценарий основан на
подлинных событиях времен Великой Отечественной войны. В частности, под
личностью командира эскадрильи гвардии лейтенанта Титаренко (он же Маэстро)
скрывался Герой Советского Союза, парень с Арбата Виталий Попков. В годы войны
он служил в легендарном 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, и его
эскадрилья была прозвана «поющей» за то, что в ней имелся собственный хор, а
два самолета были подарены фронту оркестром Утесова. Когда Быков писал
сценарий, он старался не слишком отходить от действительных событий, хотя
кое-что домыслил и изменил, но, львиная доля того, что мы видим в фильме, -
правда. Это и любовь узбекского Ромео к русской Джульетте, и их последующая
гибель, и привычка механика крестить перед вылетом самолеты, и попадание
Маэстро в плен к своим и т.д. и т.п. На
широкий экран фильм вышел 12 августа 1974 года. И уже к концу года собрал на
своих сеансах 44 миллиона 300 тысяч зрителей (4-е место), что явилось большой
неожиданностью: к тому времени фильмы о Великой Отечественной войне такой
«кассы» практически не собирали.
Мистическая тайна «Стариков»
Самый любимый
и трогательный фильм о Великой Отечественной войне «В бой идут одни старики»
хранит в себе роковую тайну – в его финальных кадрах мистическим образом
зашифрована судьба главных актеров. И это стало понятно только сейчас – в живых
остались только те артисты, герои которых погибли в фильме. Более того, в
фильме есть пророческий кадр, в котором Леонид Быков в точности предсказал
порядок смерти своих друзей-актеров. «Маэстро» Быков, «Макарыч» Смирнов и
«Кузнечик» Иванов в реальной жизни ушли в мир иной в том же порядке, в котором
в фильме направлялись к обелиску памяти погибших друзей. Они идут в таком
порядке: первым – Титаренко, вторым – Макарыч, а третьим – «Кузнечик». Идут не
оборачиваясь. Словно уходят навсегда. Вот в этом порядке они и распрощались с
жизнью…
Маэстро
Солнечным апрельским днем Леонид Быков возвращался
домой с дачи под Киевом. Впереди неспешно двигался асфальтовый каток. «Так я не
скоро домой доберусь», - подумал режиссер. И в ту минуту, когда автомобиль
Леонида Федоровича пошел на обгон катка, навстречу вылетел грузовик. Чтобы
избежать лобового столкновения, Быков вывернул руль в сторону и на всей
скорости врезался в каток. Леониду Быкову было всего 50. Поражает, что он умер
11 апреля, в тот, же день, когда в 1945 году погиб прототип его героя
«Смуглянки», летчик Виктор Щедронов. Его самолет разбился на 46-м километре
шоссе Прага-Братислава. И в 1979 году сам Быков тоже погиб на 46-м километре.
На шоссе Киев-Минск. В «Завещании» он просил
«…никаких оркестров, никаких студий, Дома кино. Без цирка, называемого
почестями. Никаких надгробных речей. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет
«Смуглянку» от начала и до конца». Когда
гроб подняли и понесли к могиле, грянула «Смуглянка»… три слова только смогли
вымолвить, и слезы к горлу подкатили: не смогли продолжить.
Макарыч
Актер Алексей Смирнов относился к Леониду Быкову как к сыну. После
совместной работы в фильме «Добровольцы», они очень сдружились, и Быков
практически с боем взял его в «Старики». Ведь мало кто знает, но в Госкино
тогда Леониду Федоровичу сказали «Зачем ты этого шута тащишь?» Сам Смирнов
скромный парень был. Но Быков не сдавался и протащил его на роль. И ведь
немногие знали, что Алексей Смирнов был
полным кавалером ордена Славы. Это очень высокая солдатская награда. Смирнов
родился 28 февраля 1920 года в г. Данилове Ярославской области. С детских лет
он мечтал стать актером, и его мечта сбылась – он поступил в театральную студию
при Ленинградском театре музыкальной
комедии. После ее окончания в 1940 году Смирнов некоторое время работал актером
эстрады. Однако начавшаяся вскоре война заставила его забыть о сцене на
несколько лет. Смирнов попал в войсковую разведку, неоднократно ходил в тыл
врага. Однако завершить войну в Берлине ему так и не удалось: во время одного
из боев он был сильно контужен взрывом снаряда и, после лечения в госпитале,
комиссован. Вернувшись в Ленинград, где у него жила мама, он вскоре предпринял
новую попытку вернуться на сцену, и в 1946 году был принят в труппу
Ленинградского театра музыкальной комедии. Слава об актере-комике довольно
быстро распространилась и среди кинематографистов. В1961 году на экраны страны
вышли сразу два фильма с участием Смирнова, которые имели хороший прием у
публики. Речь идет о фильмах «Полосатый рейс» (реж. В.Фетин) и «Вечера на
хуторе близ Диканьки» (А. Роу). Однако настоящее открытие Смирнова для
всесоюзного кинозрителя произошло благодаря мэтру отечественной комедии Леониду
Гайдаю. «Вождь краснокожих», «Операция Ы…», «Айболит - 66», «Свадьба в Малиновке».
Перечисленные фильмы сделали Смирнова одним из любимых комиков советского кино.
В 1974 году на экраны страны вышел фильм «В бой идут одни старики», в котором
Л.Быков сыграл роль командира эскадрильи Титаренко, а Смирнов – его механика.
Именно эта роль впервые по-настоящему высветила способность Смирнова играть
драматические роли. В одном из разговоров с коллегами он тогда с горечью
отметил: «Как жаль, что я так поздно нашел своего режиссера». В 1979 году
Смирнов лечился после сердечного приступа. Быков приехал к нему в больницу, на
прощание похлопал по плечу и сказал фразу из «Стариков»: «Будем жить». Спустя
две недели Быкова не стало. Врачи два месяца не сообщали Смирнову о том, что
Быков умер. А потом, прямо в канун Дня Победы, кто-то сказал. Макарыч молча
налил рюмку коньяка, выпил ее, ушел к себе в палату, лег и умер. Ему было всего
лишь 59 лет.
Кузнечик
На роль «Кузнечика» Сергей Иванов записался
сам. Взял, как шутил Быков, своей наглостью. Леонид Федорович как-то встретил
его на киностудии и предложил прочитать сценарий. «Уже прочел, – ответил актер,
- и буду играть». «Кого?» – удивился Быков. «Кузнечика!» Иванова после этого
фильма узнавали повсюду. Но вот других
таких же выдающихся ролей у него больше не было. Сергей пытался работать на телевидении.
А потом задумал снимать фильм о замках Западной Украины, но завершил лишь одну
серию. Ушел он так же внезапно, как и Быков. Иванов получил деньги от спонсоров
на фильм – и сердце вдруг словно отключилось. Не выдержало радости…
Скворцов
Несмотря на то, что за плечами народного
артиста Украины Владимира Талашко более 50 блестящих ролей, сыгранных им в кино
и театре, он навсегда останется старшим лейтенантом Сергеем Скворцовым из
фильма «В бой идут одни старики»…Откровенно говоря, трудно объяснить
феноменальный магнетизм этого киношедевра. Талашко Владимир Дмитриевич родился
6 марта 1946 г.
в городе Ковель Волынской области. Окончил Киевский театральный институт им.
Карпенко – Карого. В 1963-1965 гг. – актер Донецкого музыкально-драматического
театра им. Артема, с 1972 г.
– актер киностудии им. А.Довженко В кино с 1969 года. Сегодня Владимир
Дмитриевич живет в Киеве, преподает в театральном университете. Именно слова
«Ребята, будем жить!», которые звучат из уст старшего лейтенанта Сергея
Скворцова за несколько секунд до его гибели, вселяют в сердца людей стойкий
оптимизм и веру в победу добра над злом…
Все
преходяще, а музыка вечна
И та песня,
которую пели солдаты победители в 45-м, когда возвращались переполненными
эшелонами с фронта:
Раскудрявый, клен зеленый, лист резной,
Здравствуй, парень, мой хороший, мой
родной!..
Как звучала, как лилась «Смуглянка» из
открытых товарняков, а он стоял, слушал эту удивительную песню
солдат-освободителей, вытирал слезы и не знал, не ведал, что где-то лет через
30 она снова встревожит душу, снова позовет его, 44-х летнего, в то время. Что
может быть лучше музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» повторяют:
«Войны преходящи, музыка вечна!»
Обращаясь к теме войны, которая всегда
волновала
Л.Быкова, он демонстрировал творческую зрелость в осмыслении военных событий. В его фильмах есть и пафос, и юмор, и ирония. Через метко подобранные детали и подробности режиссер искусно раскрыл душевное состояние персонажей. Совмещая лирические сцены с грустными, скорбными эпизодами, художник показывал смерть как реальность военного бытия. Высокие моральные идеалы были неотъемлемыми составляющими его фильмов. Картины режиссера не столько о войне, сколько о человеке на войне, о личности. Фильмам режиссера присуща поэтичность, они наполнены особенной теплотой и задушевностью.
Л.Быкова, он демонстрировал творческую зрелость в осмыслении военных событий. В его фильмах есть и пафос, и юмор, и ирония. Через метко подобранные детали и подробности режиссер искусно раскрыл душевное состояние персонажей. Совмещая лирические сцены с грустными, скорбными эпизодами, художник показывал смерть как реальность военного бытия. Высокие моральные идеалы были неотъемлемыми составляющими его фильмов. Картины режиссера не столько о войне, сколько о человеке на войне, о личности. Фильмам режиссера присуща поэтичность, они наполнены особенной теплотой и задушевностью.
Арфы нет – возьмите бубен
Выражения, ставшие крылатыми
после выхода фильма
- Арфы нет – возьмите бубен!
- От полетов отстранить. Ста грамм не давать. Назначить дежурным, вечным дежурным по аэродрому! Кузнечик!
- А помочь...Знаешь, Серега, в жизни человека бывают минуты, когда ему никто, никто не может помочь! Рождается сам – и умирает сам.
- Летать не умеют, стрелять – тоже пока не умеют. Но – орлы.
- Все, кто отличает ноту «До» от ноты «Фа» - за мной.
- Все преходяще, а музыка вечна.
- От винта!
- Учи матчасть!
- Пилотом можешь ты не быть, но музыкантом быть обязан.
- И в тот же миг влюбленное созданье, включив форсаж, умчалось на свиданье.
- В семнадцатом сонете Шекспир сказал: "Гуляй, Вася!"
- Тебя я понял, умолкаю! Не то по шее получу и подвиг свой не совершу!
·
–
Товарищи офицеры, не курите возле самолёта.
– А я
не затягиваюсь...
- А я, между прочим, не в филармонию пришел наниматься, а драться.
- Спокойно. Не надо оваций.
- Макарыч, принимай аппарат! Во, махнул не глядя. Извини, танка не было.
- Я не пьющий, но дело принципа! Где мои сто грамм?
- – Ну как у тебя там, Маэстро?
– Всё
нормально, падаю!
Список
литературы:
1.
Боброва, И. Самоубийственный обгон // Московский
комсомолец.-2002.-18-25 апреля. - С.22-23.
2.
«Будем
жить!» Воспоминания о Леониде Быкове – режиссере, актере, друге.- К., 1996.
3.
Брюховецкая, Л. Небо и земля Леонида Быкова: Прошло 30
лет со дня гибели украинского актера и кинорежиссера // Зеркало недели. – 2009.
- №13. – С.11.*
4.
Брюховецька,
Л. Ефект Леоніда Бикова // Кіно - театр. – 1999. - № 2.
5.
Зінич,
С. Фільми про незабутнє. - К., 1982.
6.
Золоті
імена України. Народжені Україною. Меморіальний альманах: У 2 т. – Т.1. – К.,
2002.
7.
Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С.И.Юткевич.-
М.: Сов. энциклопедия. - 1986.- С.63.*
8.
Корогодский,
Р. Леонид Биков. - М., 1978.
9.
Корогодський, Р. Літати // Вітчизна. - 1978.- № 12.
10.
Леонид Быков // Раззаков, Ф. Досье на звезд. 1934 –
1961.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. –
С.322-331.*
11.
Леонида Быкова похоронили по его же сценарию: 12 апреля
исполнилось 30 лет со дня смерти замечательного актера и кинорежиссера //
Комсомольская правда в Украине. – 2009. – 13 апреля (№ 81). – С.12.*
12.
Луценко,
Л. Леонід Биков // Донеччина. - 2008. – 16 грудня (№ 81). – С.4.*
13.
Маринцев, С.
Леонид Быков всегда с нами…: Зять Маэстро хранит память // Донбасс. – 2006. - №
228. – С.3.*
14.
Мащенко,
М. Леонід Биков // Культура і життя. - 1997.- 30 липня.
15.
Мистецтво
України: Енцикл. в 5 т. - К.: Вид-во «Українська енциклопедія» ім.. М.П.
Бажана, 1995. - Т.1. – С.195.*
16.
Мистецтво
України: Біогр. Довідник / ред. А.В.
Кудрицький.- К.: Укр. енцикл., 1997. – С.58.*
17.
Мистическая
тайна «Стариков» // Город. - 2007. - №15. – С.23.
18.
Митці
України: Енцикл. довід. /ред. А.В. Кудрицький.- К.: УЕ, 1992. - С.64.*
19.
Пархоменко, М. «Кинематографа солдат» // Вечерний
Донецк. - 2008. -13 декабря (№ 183).
– С.4.*
20.
Пасюта, А. Студент Быков и на парах напевал свою
«Смуглянку» // Сегодня. – 2008. – 20 декабря (№ 289). – С.14.*
21.
Раззаков, Ф.И. Наше любимое кино…о войне. - М.:
Изд-во Алгоритм; Изд-во Эксмо, 2005. – 480 с., ил.*
22.
Рижкова,
Л. «Віват, «Старики»! Будемо жити...» // Урядовий кур’єр. – 2009. – 8 травня (№ 81). – С. 7.*
23.
100 известных донецких //Донецкие новости. – 2009. – 31 августа - 6 сентября (№ 35). –
С.11.*
24.
Талашко,
В. «В жорстокому горнилі війни досвідчені завжди намагалися зберегти молодих. І
в цьому була найвища мудрість» //Військо України. – 2009. - № 6. – С. 32-35.*
25.
Тышкул, Е. «Весна, а жить хочется…» // Труд.-2002.-29
марта. - С.9.
26.
Яремчук, А.
Леонід Биков. Життя на спротив // Українська культура. – 2007. - № 6. – С. 7.*
Издания,
отмеченные *, есть в наличии в фонде областной библиотеки для юношества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий