Управление культуры и туризма Донецкой
облгосадминистрации
Областная библиотека для юношества
Читальный зал. Краеведческая
группа
Цикл
«Дорогами памяти»
Леонид Быков.
" В бой идут одни старики "
Невыдуманные истории
Экскурс в
историю создания фильма
Донецк
– 2010
ББК 85. 374(4Укр)
Б95
Леонид Быков. «В бой идут
одни старики». Невыдуманные истории: экскурс
в историю создания фильма / сост. Э.П.Бурдейная, Н.Ф. Качан;
Донецкая обл. б-ка для юношества. - Донецк, 2010. –16с., ил.
Составители: Бурдейная
Э.П.
Качан
Н.Ф
Редакторы: Космина И.П.
Войткус
А.П.
Распечатка: Челяда Э.С.
Ответственный
за выпуск: Никулина В.Д.
Экскурс
посвящен истории создания самого любимого и трогательного фильма о Великой
отечественной войне «В бой идут одни старики», а также некоторым малоизвестным фактам из жизни
актеров, участвовавших в картине и внесших свой вклад в киноискусство Украины.
Издание
предназначено для всех, кто интересуется кинематографией и киноискусством.
С
издательской продукцией библиотеки можно ознакомиться, обратившись по адресу: г.
Донецк, б. Шевченко,3.
Тел.: (062)305-35-49, а также на сайте http://www.library.dn.ua
Тел.: (062)305-35-49, а также на сайте http://www.library.dn.ua
![]() |
Содержание
Штрихи
к биографии Л. Быкова................................................ 4
Кинопеснь
о поющей эскадрилье.............................................. 5
Мистическая
тайна «Стариков»................................................ 6
Все
преходяще, а музыка вечна ............................................... 11
Арфы
нет – возьмите бубен. Афоризмы.................................. 12
Список
литературы.................................................................... 13
Штрихи к биографии Л. Быкова

Леонид
Федорович Быков – наш земляк, он родился 12 декабря 1928г. в селе Знаменском
Славянского района Донецкой области, через год семья переехала в рабочий
поселок Прокатка под Краматорском. Смышленый, веселый мальчишка стать
актером и не помышлял. Он грезил небом и
мечтал поступить в летное училище. И в 1945г. в г. Ленинграде Быков поступил во
2-ю спецшколу для летчиков. Проучиться ему довелось лишь месяц – отчислили
из-за маленького роста. И хотя небо Быков всегда любил, главной мечтой стал
театр. Правда, конкурс в Киевскую школу актера он не выдержал, а вот экзаменаторы
Харьковского театрального института им. Карпенко – Карого оказались куда
прозорливее киевских, и уже с первого курса Быков играл на сцене Харьковского
театра им. Шевченко – случай, не имеющий прецедента. А по окончании учебы, с
1951 по 1960 г.
он был постоянным членом труппы этого театра.
Параллельно с
учебой началась и работа Быкова в кино. Зрительская любовь пришла к нему после
комедии «Укротительница тигров» (1954г.). Фильм имел огромный успех у публики,
а имя актера стало известно всему Союзу. Когда же на экраны вышел «Максим
Перепелица» (1955г.), где Быков сыграл заглавную роль, народ признал его
кинозвездой. Затем Быков решил окунуться в режиссуру. Ему необходимо было
выговориться, выплеснуться, заставить прислушаться к самому для него важному –
теме войны, дружбы на войне, любви и молодости в суровое военное время.
Кинопеснь о
поющей эскадрилье

Имя
замечательного киноактера и режиссера неразрывно связано с его лучшим
произведением - фильмом «В бой идут одни старики». Созданный в конце 1960-х гг.
вместе с Е.Оноприенко и А. Сацким сценарий фильма о летчиках Леонид Федорович
пробивал на студии несколько лет. Киноначальники считали сценарий «не
героическим» и даже выдали для съемки черно-белую узкоформатную пленку,
впоследствии представив это как авторский замысел – подобие военной хроники. Но
для одного из лучших фильмов о Великой Отечественной войне цвет – не главное.
«В бой идут одни старики» (1973г.) – реквием солдату, не вернувшемуся с войны.
Он посвящен юношескому желанию режиссера стать летчиком, памяти лучшего друга
Виктора Щедронова (Смуглянка), сбитого в Чехословакии в апреле 1945 г. Сценарий основан на
подлинных событиях времен Великой Отечественной войны. В частности, под
личностью командира эскадрильи гвардии лейтенанта Титаренко (он же Маэстро)
скрывался Герой Советского Союза, парень с Арбата Виталий Попков. В годы войны
он служил в легендарном 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, и его
эскадрилья была прозвана «поющей» за то, что в ней имелся собственный хор, а
два самолета были подарены фронту оркестром Утесова. Когда Быков писал
сценарий, он старался не слишком отходить от действительных событий, хотя
кое-что домыслил и изменил, но, львиная доля того, что мы видим в фильме, -
правда. Это и любовь узбекского Ромео к русской Джульетте, и их последующая
гибель, и привычка механика крестить перед вылетом самолеты, и попадание
Маэстро в плен к своим и т.д. и т.п. На
широкий экран фильм вышел 12 августа 1974 года. И уже к концу года собрал на
своих сеансах 44 миллиона 300 тысяч зрителей (4-е место), что явилось большой
неожиданностью: к тому времени фильмы о Великой Отечественной войне такой
«кассы» практически не собирали.
Мистическая тайна «Стариков»
Самый любимый
и трогательный фильм о Великой Отечественной войне «В бой идут одни старики»
хранит в себе роковую тайну – в его финальных кадрах мистическим образом
зашифрована судьба главных актеров. И это стало понятно только сейчас – в живых
остались только те артисты, герои которых погибли в фильме. Более того, в
фильме есть пророческий кадр, в котором Леонид Быков в точности предсказал
порядок смерти своих друзей-актеров. «Маэстро» Быков, «Макарыч» Смирнов и
«Кузнечик» Иванов в реальной жизни ушли в мир иной в том же порядке, в котором
в фильме направлялись к обелиску памяти погибших друзей. Они идут в таком
порядке: первым – Титаренко, вторым – Макарыч, а третьим – «Кузнечик». Идут не
оборачиваясь. Словно уходят навсегда. Вот в этом порядке они и распрощались с
жизнью…

Маэстро




Макарыч

Кузнечик

Скворцов


Все
преходяще, а музыка вечна
И та песня,
которую пели солдаты победители в 45-м, когда возвращались переполненными
эшелонами с фронта:
Раскудрявый, клен зеленый, лист резной,
Здравствуй, парень, мой хороший, мой
родной!..

Обращаясь к теме войны, которая всегда
волновала
Л.Быкова, он демонстрировал творческую зрелость в осмыслении военных событий. В его фильмах есть и пафос, и юмор, и ирония. Через метко подобранные детали и подробности режиссер искусно раскрыл душевное состояние персонажей. Совмещая лирические сцены с грустными, скорбными эпизодами, художник показывал смерть как реальность военного бытия. Высокие моральные идеалы были неотъемлемыми составляющими его фильмов. Картины режиссера не столько о войне, сколько о человеке на войне, о личности. Фильмам режиссера присуща поэтичность, они наполнены особенной теплотой и задушевностью.
Л.Быкова, он демонстрировал творческую зрелость в осмыслении военных событий. В его фильмах есть и пафос, и юмор, и ирония. Через метко подобранные детали и подробности режиссер искусно раскрыл душевное состояние персонажей. Совмещая лирические сцены с грустными, скорбными эпизодами, художник показывал смерть как реальность военного бытия. Высокие моральные идеалы были неотъемлемыми составляющими его фильмов. Картины режиссера не столько о войне, сколько о человеке на войне, о личности. Фильмам режиссера присуща поэтичность, они наполнены особенной теплотой и задушевностью.
Арфы нет – возьмите бубен
Выражения, ставшие крылатыми
после выхода фильма
- Арфы нет – возьмите бубен!
- От полетов отстранить. Ста грамм не давать. Назначить дежурным, вечным дежурным по аэродрому! Кузнечик!
- А помочь...Знаешь, Серега, в жизни человека бывают минуты, когда ему никто, никто не может помочь! Рождается сам – и умирает сам.
- Летать не умеют, стрелять – тоже пока не умеют. Но – орлы.
- Все, кто отличает ноту «До» от ноты «Фа» - за мной.
- Все преходяще, а музыка вечна.
- От винта!
- Учи матчасть!
- Пилотом можешь ты не быть, но музыкантом быть обязан.
- И в тот же миг влюбленное созданье, включив форсаж, умчалось на свиданье.
- В семнадцатом сонете Шекспир сказал: "Гуляй, Вася!"
- Тебя я понял, умолкаю! Не то по шее получу и подвиг свой не совершу!
·
–
Товарищи офицеры, не курите возле самолёта.
– А я
не затягиваюсь...
- А я, между прочим, не в филармонию пришел наниматься, а драться.
- Спокойно. Не надо оваций.
- Макарыч, принимай аппарат! Во, махнул не глядя. Извини, танка не было.
- Я не пьющий, но дело принципа! Где мои сто грамм?
- – Ну как у тебя там, Маэстро?
– Всё
нормально, падаю!
Список
литературы:
1.
Боброва, И. Самоубийственный обгон // Московский
комсомолец.-2002.-18-25 апреля. - С.22-23.
2.
«Будем
жить!» Воспоминания о Леониде Быкове – режиссере, актере, друге.- К., 1996.
3.
Брюховецкая, Л. Небо и земля Леонида Быкова: Прошло 30
лет со дня гибели украинского актера и кинорежиссера // Зеркало недели. – 2009.
- №13. – С.11.*
4.
Брюховецька,
Л. Ефект Леоніда Бикова // Кіно - театр. – 1999. - № 2.
5.
Зінич,
С. Фільми про незабутнє. - К., 1982.
6.
Золоті
імена України. Народжені Україною. Меморіальний альманах: У 2 т. – Т.1. – К.,
2002.
7.
Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С.И.Юткевич.-
М.: Сов. энциклопедия. - 1986.- С.63.*
8.
Корогодский,
Р. Леонид Биков. - М., 1978.
9.
Корогодський, Р. Літати // Вітчизна. - 1978.- № 12.
10.
Леонид Быков // Раззаков, Ф. Досье на звезд. 1934 –
1961.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. –
С.322-331.*
11.
Леонида Быкова похоронили по его же сценарию: 12 апреля
исполнилось 30 лет со дня смерти замечательного актера и кинорежиссера //
Комсомольская правда в Украине. – 2009. – 13 апреля (№ 81). – С.12.*
12.
Луценко,
Л. Леонід Биков // Донеччина. - 2008. – 16 грудня (№ 81). – С.4.*
13.
Маринцев, С.
Леонид Быков всегда с нами…: Зять Маэстро хранит память // Донбасс. – 2006. - №
228. – С.3.*
14.
Мащенко,
М. Леонід Биков // Культура і життя. - 1997.- 30 липня.
15.
Мистецтво
України: Енцикл. в 5 т. - К.: Вид-во «Українська енциклопедія» ім.. М.П.
Бажана, 1995. - Т.1. – С.195.*
16.
Мистецтво
України: Біогр. Довідник / ред. А.В.
Кудрицький.- К.: Укр. енцикл., 1997. – С.58.*
17.
Мистическая
тайна «Стариков» // Город. - 2007. - №15. – С.23.
18.
Митці
України: Енцикл. довід. /ред. А.В. Кудрицький.- К.: УЕ, 1992. - С.64.*
19.
Пархоменко, М. «Кинематографа солдат» // Вечерний
Донецк. - 2008. -13 декабря (№ 183).
– С.4.*
20.
Пасюта, А. Студент Быков и на парах напевал свою
«Смуглянку» // Сегодня. – 2008. – 20 декабря (№ 289). – С.14.*
21.
Раззаков, Ф.И. Наше любимое кино…о войне. - М.:
Изд-во Алгоритм; Изд-во Эксмо, 2005. – 480 с., ил.*
22.
Рижкова,
Л. «Віват, «Старики»! Будемо жити...» // Урядовий кур’єр. – 2009. – 8 травня (№ 81). – С. 7.*
23.
100 известных донецких //Донецкие новости. – 2009. – 31 августа - 6 сентября (№ 35). –
С.11.*
24.
Талашко,
В. «В жорстокому горнилі війни досвідчені завжди намагалися зберегти молодих. І
в цьому була найвища мудрість» //Військо України. – 2009. - № 6. – С. 32-35.*
25.
Тышкул, Е. «Весна, а жить хочется…» // Труд.-2002.-29
марта. - С.9.
26.
Яремчук, А.
Леонід Биков. Життя на спротив // Українська культура. – 2007. - № 6. – С. 7.*
Издания,
отмеченные *, есть в наличии в фонде областной библиотеки для юношества.






Комментариев нет:
Отправить комментарий