Поиск по этому блогу

пятница, 20 сентября 2013 г.



Управление культуры и туризма Донецкой облгосадминистрации
Областная библиотека для юношества
Читальный зал. Краеведческая группа



Цикл
«Дорогами памяти»








Леонид Быков. " В бой идут одни старики "
Невыдуманные истории


Экскурс в историю создания фильма











Донецк – 2010

ББК 85. 374(4Укр)
Б95



Леонид Быков. «В бой идут одни старики». Невыдуманные истории: экскурс  в историю создания фильма / сост. Э.П.Бурдейная, Н.Ф. Качан; Донецкая обл. б-ка для юношества. - Донецк, 2010. –16с., ил.


Составители:          Бурдейная Э.П.
                                 Качан Н.Ф
Редакторы:              Космина И.П.
                                 Войткус А.П.
Распечатка:             Челяда Э.С.
Ответственный
за выпуск:               Никулина В.Д.


Экскурс посвящен истории создания самого любимого и трогательного фильма о Великой отечественной войне «В бой идут одни старики», а также  некоторым малоизвестным фактам из жизни актеров, участвовавших в картине и внесших свой вклад в киноискусство Украины.
Издание предназначено для всех, кто интересуется кинематографией и киноискусством.
С издательской продукцией библиотеки можно ознакомиться, обратившись по адресу: г. Донецк, б. Шевченко,3.
Тел.: (062)305-35-49, а также на сайте  http://www.library.dn.ua



Содержание


Штрихи к биографии Л. Быкова................................................ 4

Кинопеснь о поющей эскадрилье.............................................. 5

Мистическая тайна «Стариков»................................................ 6

Все преходяще, а музыка вечна ............................................... 11

Арфы нет – возьмите бубен. Афоризмы.................................. 12

Список литературы.................................................................... 13

Штрихи к биографии Л. Быкова

Народный артист УССР (1974г.), заслуженный артист РСФСР (1965г.), лауреат Всесоюзного кинофестиваля (1974г.) в номинациях за лучшую актерскую работу и лучший художественный фильм за фильм «В бой идут одни старики» и Государственной премии УССР(1977г.) за фильм «Аты – баты шли солдаты». Замечательный актер, режиссер, сценарист.

Леонид Федорович Быков – наш земляк, он родился 12 декабря 1928г. в селе Знаменском Славянского района Донецкой области, через год семья переехала в рабочий поселок Прокатка под Краматорском. Смышленый, веселый мальчишка стать актером  и не помышлял. Он грезил небом и мечтал поступить в летное училище. И в 1945г. в г. Ленинграде Быков поступил во 2-ю спецшколу для летчиков. Проучиться ему довелось лишь месяц – отчислили из-за маленького роста. И хотя небо Быков всегда любил, главной мечтой стал театр. Правда, конкурс в Киевскую школу актера он не выдержал, а вот экзаменаторы Харьковского театрального института им. Карпенко – Карого оказались куда прозорливее киевских, и уже с первого курса Быков играл на сцене Харьковского театра им. Шевченко – случай, не имеющий прецедента. А по окончании учебы, с 1951 по 1960 г. он был постоянным членом труппы этого театра.
Параллельно с учебой началась и работа Быкова в кино. Зрительская любовь пришла к нему после комедии «Укротительница тигров» (1954г.). Фильм имел огромный успех у публики, а имя актера стало известно всему Союзу. Когда же на экраны вышел «Максим Перепелица» (1955г.), где Быков сыграл заглавную роль, народ признал его кинозвездой. Затем Быков решил окунуться в режиссуру. Ему необходимо было выговориться, выплеснуться, заставить прислушаться к самому для него важному – теме войны, дружбы на войне, любви и молодости в суровое военное время.

Кинопеснь о поющей эскадрилье
Имя замечательного киноактера и режиссера неразрывно связано с его лучшим произведением - фильмом «В бой идут одни старики». Созданный в конце 1960-х гг. вместе с Е.Оноприенко и А. Сацким сценарий фильма о летчиках Леонид Федорович пробивал на студии несколько лет. Киноначальники считали сценарий «не героическим» и даже выдали для съемки черно-белую узкоформатную пленку, впоследствии представив это как авторский замысел – подобие военной хроники. Но для одного из лучших фильмов о Великой Отечественной войне цвет – не главное. «В бой идут одни старики» (1973г.) – реквием солдату, не вернувшемуся с войны. Он посвящен юношескому желанию режиссера стать летчиком, памяти лучшего друга Виктора Щедронова (Смуглянка), сбитого в Чехословакии в апреле 1945 г. Сценарий основан на подлинных событиях времен Великой Отечественной войны. В частности, под личностью командира эскадрильи гвардии лейтенанта Титаренко (он же Маэстро) скрывался Герой Советского Союза, парень с Арбата Виталий Попков. В годы войны он служил в легендарном 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, и его эскадрилья была прозвана «поющей» за то, что в ней имелся собственный хор, а два самолета были подарены фронту оркестром Утесова. Когда Быков писал сценарий, он старался не слишком отходить от действительных событий, хотя кое-что домыслил и изменил, но, львиная доля того, что мы видим в фильме, - правда. Это и любовь узбекского Ромео к русской Джульетте, и их последующая гибель, и привычка механика крестить перед вылетом самолеты, и попадание Маэстро в плен к своим и т.д. и т.п.  На широкий экран фильм вышел 12 августа 1974 года. И уже к концу года собрал на своих сеансах 44 миллиона 300 тысяч зрителей (4-е место), что явилось большой неожиданностью: к тому времени фильмы о Великой Отечественной войне такой «кассы» практически не собирали.

Мистическая тайна «Стариков»

Самый любимый и трогательный фильм о Великой Отечественной войне «В бой идут одни старики» хранит в себе роковую тайну – в его финальных кадрах мистическим образом зашифрована судьба главных актеров. И это стало понятно только сейчас – в живых остались только те артисты, герои которых погибли в фильме. Более того, в фильме есть пророческий кадр, в котором Леонид Быков в точности предсказал порядок смерти своих друзей-актеров. «Маэстро» Быков, «Макарыч» Смирнов и «Кузнечик» Иванов в реальной жизни ушли в мир иной в том же порядке, в котором в фильме направлялись к обелиску памяти погибших друзей. Они идут в таком порядке: первым – Титаренко, вторым – Макарыч, а третьим – «Кузнечик». Идут не оборачиваясь. Словно уходят навсегда. Вот в этом порядке они и распрощались с жизнью…

Маэстро

Солнечным апрельским днем Леонид Быков возвращался домой с дачи под Киевом. Впереди неспешно двигался асфальтовый каток. «Так я не скоро домой доберусь», - подумал режиссер. И в ту минуту, когда автомобиль Леонида Федоровича пошел на обгон катка, навстречу вылетел грузовик. Чтобы избежать лобового столкновения, Быков вывернул руль в сторону и на всей скорости врезался в каток. Леониду Быкову было всего 50. Поражает, что он умер 11 апреля, в тот, же день, когда в 1945 году погиб прототип его героя «Смуглянки», летчик Виктор Щедронов. Его самолет разбился на 46-м километре шоссе Прага-Братислава. И в 1979 году сам Быков тоже погиб на 46-м километре. На шоссе Киев-Минск. В «Завещании» он просил   «…никаких оркестров, никаких студий, Дома кино. Без цирка, называемого почестями. Никаких надгробных речей. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и  до конца». Когда гроб подняли и понесли к могиле, грянула «Смуглянка»… три слова только смогли вымолвить, и слезы к горлу подкатили: не смогли продолжить.










Макарыч

Актер Алексей Смирнов относился к Леониду Быкову как к сыну. После совместной работы в фильме «Добровольцы», они очень сдружились, и Быков практически с боем взял его в «Старики». Ведь мало кто знает, но в Госкино тогда Леониду Федоровичу сказали «Зачем ты этого шута тащишь?» Сам Смирнов скромный парень был. Но Быков не сдавался и протащил его на роль. И ведь немногие знали, что  Алексей Смирнов был полным кавалером ордена Славы. Это очень высокая солдатская награда. Смирнов родился 28 февраля 1920 года в г. Данилове Ярославской области. С детских лет он мечтал стать актером, и его мечта сбылась – он поступил в театральную студию при Ленинградском  театре музыкальной комедии. После ее окончания в 1940 году Смирнов некоторое время работал актером эстрады. Однако начавшаяся вскоре война заставила его забыть о сцене на несколько лет. Смирнов попал в войсковую разведку, неоднократно ходил в тыл врага. Однако завершить войну в Берлине ему так и не удалось: во время одного из боев он был сильно контужен взрывом снаряда и, после лечения в госпитале, комиссован. Вернувшись в Ленинград, где у него жила мама, он вскоре предпринял новую попытку вернуться на сцену, и в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии. Слава об актере-комике довольно быстро распространилась и среди кинематографистов. В1961 году на экраны страны вышли сразу два фильма с участием Смирнова, которые имели хороший прием у публики. Речь идет о фильмах «Полосатый рейс» (реж. В.Фетин) и «Вечера на хуторе близ Диканьки» (А. Роу). Однако настоящее открытие Смирнова для всесоюзного кинозрителя произошло благодаря мэтру отечественной комедии Леониду Гайдаю. «Вождь краснокожих», «Операция Ы…», «Айболит - 66», «Свадьба в Малиновке». Перечисленные фильмы сделали Смирнова одним из любимых комиков советского кино. В 1974 году на экраны страны вышел фильм «В бой идут одни старики», в котором Л.Быков сыграл роль командира эскадрильи Титаренко, а Смирнов – его механика. Именно эта роль впервые по-настоящему высветила способность Смирнова играть драматические роли. В одном из разговоров с коллегами он тогда с горечью отметил: «Как жаль, что я так поздно нашел своего режиссера». В 1979 году Смирнов лечился после сердечного приступа. Быков приехал к нему в больницу, на прощание похлопал по плечу и сказал фразу из «Стариков»: «Будем жить». Спустя две недели Быкова не стало. Врачи два месяца не сообщали Смирнову о том, что Быков умер. А потом, прямо в канун Дня Победы, кто-то сказал. Макарыч молча налил рюмку коньяка, выпил ее, ушел к себе в палату, лег и умер. Ему было всего лишь 59 лет.



Кузнечик

На роль «Кузнечика» Сергей Иванов записался сам. Взял, как шутил Быков, своей наглостью. Леонид Федорович как-то встретил его на киностудии и предложил прочитать сценарий. «Уже прочел, – ответил актер, - и буду играть». «Кого?» – удивился Быков. «Кузнечика!» Иванова после этого фильма узнавали повсюду. Но вот других таких же выдающихся ролей у него больше не было. Сергей пытался работать на телевидении. А потом задумал снимать фильм о замках Западной Украины, но завершил лишь одну серию. Ушел он так же внезапно, как и Быков. Иванов получил деньги от спонсоров на фильм – и сердце вдруг словно отключилось. Не выдержало радости…

Скворцов

Несмотря на то, что за плечами народного артиста Украины Владимира Талашко более 50 блестящих ролей, сыгранных им в кино и театре, он навсегда останется старшим лейтенантом Сергеем Скворцовым из фильма «В бой идут одни старики»…Откровенно говоря, трудно объяснить феноменальный магнетизм этого киношедевра. Талашко Владимир Дмитриевич родился 6 марта 1946 г. в городе Ковель Волынской области. Окончил Киевский театральный институт им. Карпенко – Карого. В 1963-1965 гг. – актер Донецкого музыкально-драматического театра им. Артема, с 1972 г. – актер киностудии им. А.Довженко В кино с 1969 года. Сегодня Владимир Дмитриевич живет в Киеве, преподает в театральном университете. Именно слова «Ребята, будем жить!», которые звучат из уст старшего лейтенанта Сергея Скворцова за несколько секунд до его гибели, вселяют в сердца людей стойкий оптимизм и веру в победу добра над злом…

Все преходяще, а музыка вечна

И та песня, которую пели солдаты победители в 45-м, когда возвращались переполненными эшелонами с фронта:

         Раскудрявый, клен зеленый, лист резной,
         Здравствуй, парень, мой хороший, мой родной!..

Как звучала, как лилась «Смуглянка» из открытых товарняков, а он стоял, слушал эту удивительную песню солдат-освободителей, вытирал слезы и не знал, не ведал, что где-то лет через 30 она снова встревожит душу, снова позовет его, 44-х летнего, в то время. Что может быть лучше музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» повторяют: «Войны преходящи, музыка вечна!»

Обращаясь к теме войны, которая всегда волновала
Л.Быкова, он демонстрировал творческую зрелость в осмыслении военных событий. В его фильмах есть и пафос, и юмор, и ирония. Через метко подобранные детали и подробности режиссер искусно раскрыл душевное состояние персонажей. Совмещая лирические сцены с грустными, скорбными эпизодами, художник показывал смерть как реальность военного бытия. Высокие моральные идеалы были неотъемлемыми составляющими его фильмов. Картины режиссера не столько о войне, сколько о человеке на войне, о личности. Фильмам режиссера присуща поэтичность, они наполнены особенной теплотой и задушевностью.

Арфы нет – возьмите бубен
Выражения, ставшие крылатыми после выхода фильма

  • Арфы нет – возьмите бубен!
  • От полетов отстранить. Ста грамм не давать. Назначить дежурным, вечным дежурным по аэродрому! Кузнечик!
  • А помочь...Знаешь, Серега, в жизни человека бывают минуты, когда ему никто, никто не может помочь! Рождается сам – и умирает сам.
  • Летать не умеют, стрелять – тоже пока не умеют. Но – орлы.
  • Все, кто отличает ноту «До» от ноты «Фа» - за мной.
  • Все преходяще, а музыка вечна.
  • От винта!
  • Учи матчасть!
  • Пилотом можешь ты не быть, но музыкантом быть обязан.
  • И в тот же миг влюбленное созданье, включив форсаж, умчалось на свиданье.
  • В семнадцатом сонете Шекспир сказал: "Гуляй, Вася!"
  • Тебя я понял, умолкаю! Не то по шее получу и подвиг свой не совершу!
·        – Товарищи офицеры, не курите возле самолёта.
      – А я не затягиваюсь...
  • А я, между прочим, не в филармонию пришел наниматься, а драться.
  • Спокойно. Не надо оваций.
  • Макарыч, принимай аппарат! Во, махнул не глядя. Извини, танка не было.
  • Я не пьющий, но дело принципа! Где мои сто грамм?
  •             – Ну как у тебя там, Маэстро?
      – Всё нормально, падаю!

Список литературы:

1.            Боброва, И. Самоубийственный обгон // Московский комсомолец.-2002.-18-25 апреля. - С.22-23.
2.            «Будем жить!» Воспоминания о Леониде Быкове – режиссере, актере, друге.- К., 1996.
3.            Брюховецкая, Л. Небо и земля Леонида Быкова: Прошло 30 лет со дня гибели украинского актера и кинорежиссера // Зеркало недели. – 2009. - №13. – С.11.*
4.            Брюховецька, Л. Ефект Леоніда Бикова // Кіно - театр. – 1999. - № 2.
5.            Зінич, С. Фільми про незабутнє. - К., 1982.
6.            Золоті імена України. Народжені Україною. Меморіальний альманах: У 2 т. – Т.1. – К., 2002.
7.            Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С.И.Юткевич.- М.: Сов. энциклопедия. - 1986.- С.63.*
8.            Корогодский, Р.  Леонид Биков. - М., 1978.
9.            Корогодський, Р. Літати // Вітчизна. - 1978.- № 12.
10.        Леонид Быков // Раззаков, Ф. Досье на звезд. 1934 – 1961.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. – С.322-331.*
11.        Леонида Быкова похоронили по его же сценарию: 12 апреля исполнилось 30 лет со дня смерти замечательного актера и кинорежиссера // Комсомольская правда в Украине. – 2009. – 13 апреля (№ 81). – С.12.*
12.        Луценко, Л. Леонід Биков // Донеччина. - 2008. – 16 грудня (№ 81). – С.4.*
13.        Маринцев, С. Леонид Быков всегда с нами…: Зять Маэстро хранит память // Донбасс. – 2006. - № 228. – С.3.*
14.        Мащенко, М. Леонід Биков // Культура і життя. - 1997.- 30 липня.
15.        Мистецтво України: Енцикл. в 5 т. - К.: Вид-во «Українська енциклопедія» ім.. М.П. Бажана, 1995. - Т.1. – С.195.*
16.        Мистецтво  України: Біогр. Довідник / ред. А.В. Кудрицький.- К.: Укр. енцикл., 1997. – С.58.*
17.        Мистическая тайна «Стариков» // Город. - 2007. - №15. – С.23.
18.        Митці України: Енцикл. довід. /ред. А.В. Кудрицький.- К.: УЕ, 1992. - С.64.*
19.        Пархоменко, М. «Кинематографа солдат» // Вечерний Донецк. - 2008. -13 декабря (№ 183). – С.4.*
20.        Пасюта, А. Студент Быков и на парах напевал свою «Смуглянку» // Сегодня. – 2008. – 20 декабря (№ 289). – С.14.*
21.        Раззаков, Ф.И. Наше любимое кино…о войне. - М.: Изд-во Алгоритм; Изд-во Эксмо, 2005. – 480 с., ил.*
22.        Рижкова, Л. «Віват, «Старики»! Будемо жити...» // Урядовий курєр. – 2009. – 8 травня (№ 81). – С. 7.*
23.        100 известных донецких //Донецкие новости. – 2009. – 31 августа - 6 сентября (№ 35). – С.11.*
24.        Талашко, В. «В жорстокому горнилі війни досвідчені завжди намагалися зберегти молодих. І в цьому була найвища мудрість» //Військо України. – 2009. - № 6. – С. 32-35.*
25.        Тышкул, Е. «Весна, а жить хочется…» // Труд.-2002.-29 марта. - С.9.
26.        Яремчук, А. Леонід Биков. Життя на спротив // Українська культура. – 2007. - № 6. – С. 7.*


Издания, отмеченные *, есть в наличии в фонде областной библиотеки для юношества.


     

















Комментариев нет:

Отправить комментарий